Евгений Плющенко станет торговой маркой. Жена фигуриста Яна Рудковская подала документы на регистрацию имени супруга в качестве бренда. Заодно продюсер оформила заявку и на себя.
Супруги решили перекрыть своими именами все возможные классы товаров и услуг, прописанные в Роспатенте. С подробностями – Светлана Белова.
Яна Рудковская и Евгений Плющенко хотят зарегистрировать словесные обозначения своих имен на кириллице и латинице. Супруги пояснили, что некие люди решили воспользоваться их звездными фамилиями в коммерческих целях, поэтому паре пришлось упредить злоумышленников. Сами носители брендовых имен регистрируют товарный знак по всем 45 классам Роспатента. После получения документов они могут и водкой именной торговать, и детей в собственной школе учить. Но фигурист Плющенко может рассчитывать на хороший бизнес только на коньках, уверен управляющий директор брендингового агентства BrandLab Александр Еременко.
"Плющенко" будет иметь небольшую стоимость просто благодаря тому факту, что фамилию слышала, в том числе зарубежная аудитория, но поскольку она ассоциируется с фигурным катанием, то и монетизировать эту фамилию можно только в этом секторе. Это, конечно же, очень узкий рынок, очень сложный, очень профессиональный", — отметил он.
Какой товар или услугу можно было бы продавать под брендом "Яна Рудковская", эксперты ответить затруднились. Возможно, под именем продюсера можно выпускать так называемую желтую прессу или недорогие аксессуары и косметику. Однако для старта собственной торговой марки у Яны Рудковской неподходящее время. Ее имя гремело несколько лет назад в скандале с миллионером Виктором Батуриным, потом – в связи с победой Билана на "Евровидении", наконец, замужество с чемпионом Плющенко. Сейчас Яна Рудковская – женщина в декрете и у широкой публики непопулярна. А именные бренды работают только на пике славы, убежден генеральный директор московской компании "Парад звезд" Александр Коротенко.
"Ранетки" был очень удачный проект, потому что люди там умные. Когда речь шла о их бренде, они очень вдумчиво подошли и не стали задирать цены до небес. Как закончилось их продвижение в "ящике", все это сразу сказалось на продажах. Сейчас практчески не продается бренд "Ранетки", — говорит он.
По-настоящему успешных товарных брендов пока никому из российских селебрети построить так и не удалось. Максим Галкин, Валерия, Кристина Орбакайте, Дима Билан, Вера Брежнева — все эти торговые марки не найти на полках магазинов. Большинство звезд регистрируют свои имена в Роспатенте для того, чтобы потом положить в дальний ящик, поясняет патентный поверенный компании "Патентус" Наталья Денисенко.
"Они могут в принципе ничего не делать. Единственное, если кому-то что-то не понравится, могут просто аннулировать за неиспользование товарного знака. Кому это может не понравиться — только следующему Плющенко или Рудковской", — говорит она.
Гораздо больше примеров, когда никому неизвестная фамилия появляется на этикетках товаров и завоевывает популярность потребителя. Главное – не имидж, а качество. Именно ответственность за свой бизнес и толкает предпринимателей заводить фамильные бренды, пояснил создатель водочных брендов Станислав Кауфман.
"Когда человек дает свое имя компании, тем самым он не только корпоративную ответственность несет, но и личную за результат своих работ. А вторая причина — возможность сделать бизнес, который, в общем-то, превратится в семейный, который могут продолжать дети", — считает он.
Опасность именных брендов – в их репутационной уязвимости. Любой скандал со звездой способен разорить даже успешную компанию. Некоторые предпочитают обходиться без риска и регистрировать торговые марки имени умерших людей. Так, вдова артиста и губернатора Михаила Евдокимова в прошлом году зарегистрировала именной бренд по классу водка и вино. "Иткульский спиртзавод" и при жизни Евдокимова выпускал два вида водки с изображением юмориста на этикетке. Сейчас ЛВЗ продает водку "Почтенная". На бутылке выгравирован портрет экс-губернатора. Процент с продаж будут получать его наследники.
Светлана Белова, 21.02.2013, «Коммерсантъ FM»