FIFA заработает сотни миллионов с помощью талисмана ЧМ-2018

Серый волк, кот и тигр. Это не персонажи мультфильма, а кандидаты-финалисты на пост официального талисмана чемпионата мира по футболу — 2018. 23 сентября началось всероссийское голосование. Победитель может быть только один.

"Серый волк. Дерзкий, самоуверенный, общительный, решительный, не маменькин сынок" — так разработчики описывают характер персонажа. Кот совсем другой — "умный, расчётливый, наблюдательный, счастливый, выглядит расслабленным, а иногда немного ленивым". Тигр же — "настоящий лидер команды, её капитан, амбициозный, общительный". У каждого кандидата своя биография, история, имидж и образ. Кто же больше всего понравится зрителям, станет известно 21 октября. Итогов голосования с нетерпением ждут не только простые болельщики, но и коммерсанты. Как только станет известно имя победителя, начнётся подготовка к выпуску и продаже сувениров и ростовых кукол в образе героев, а это уже многомиллионная индустрия.

Волк

— Официальному талисману чемпионата мира на турнире отводится чрезвычайно важная роль, — рассказали Лайфу в пресс-службе FIFA. — Официальные талисманы не только помогают популяризации турнира и развлекают публику на стадионах. Они становятся послами своей страны и международными "селебрити", широкого используются коммерческими партнёрами чемпионата мира по футболу FIFA, участвуют в программах лицензирования и продажах.

Игра в куклы

Символы чемпионата превращаются, в первую очередь, в сувениры и игрушки. В частности, в ростовых кукол. И талисманом FIFA уже заинтересовались российские бизнесмены. Актёр в костюме героя чемпионата может привлекать посетителей в магазины и рестораны, на выставки и в фитнес-центры.

— Кастинг актёров очень строг, — отметили в пресс-службе FIFA. — Важно, чтобы актёры, изображающие талисман, увлекательно и интересно взаимодействовали с детьми, болельщиками и широкой общественностью. Они должны доставлять аудитории радость и позитивные эмоции, хорошо танцевать. В общем, быть экспрессивными и динамичными в костюме официального талисмана.

Тигр
Как сообщил Лайфу источник, близкий к конкурсу, 1,6 тыс. долларов будет стоить аренда актёра в костюме талисмана на 4 часа. Это будет специально обученный человек, задача которого профессионально завлекать клиентов в те или иные заведения. При пакетной брони можно будет получить скидку. В этом случае полный рабочий день и ночь актёра будут стоить 3,2 тыс. долларов.

Если переводить оплату в рубли, то всё равно час работы официального аниматора будет стоить не менее 20 тыс. За день одна кукла обойдётся в 200 тыс., а за 2 недели ежедневной работы принесёт почти 3 млн рублей.

Неудивительно, что в этом случае немало предпринимателей подумают о том, а не обмануть ли правообладателей. Ведь костюм талисмана чемпионата вполне можно сшить самостоятельно, а самостоятельная аренда актёра обойдется почти в 20 раз дешевле.

— Один час аренды человека в костюме стоит порядка 1500 рублей, — рассказывает аниматор Денис Токарев. — Если заказать аниматора на 6 часов, то это клиенту придётся заплатить около 9 тысяч. Самое главное требование к подобного рода актёрам — умение легко общаться. Общаются они с людьми с помощью прикосновений и дружелюбных движений.

Бизнес пошёл в рост

Цена ростовой куклы сейчас составляет в среднем 25—40 тыс. рублей. Всё зависит от материала и сложности костюма. Можно подсчитать, что на изготовление костюмов ростовых кукол для чемпионата мира будет потрачено порядка 20—30 млн рублей. Даже если предположить, что будет арендовано 100 кукол по пакетному предложению за 200 тыс. рублей в день, то за две недели FIFA вполне может заработать 200—300 млн рублей.

Кот

— Надо сказать, что рынок ростовых кукол сейчас небольшой, но очень динамично развивающийся, — отмечает президент Национальной ассоциации игрушечников России Антонина Цицулина. — Если говорить про чемпионат мира, то может быть продано порядка 100—1000 ростовых кукол. Среди игрушек в целом — это очень небольшой сегмент. Больше будут востребованы футболки с талисманом чемпионата и маленькие игрушки. Но надо понимать, что сейчас контрафакт занимает 43% всего лицензионного рынка России. Это очень много.

Кстати, привлечь к ответственности предпринимателей, которые захотят использовать образ талисмана тоже непросто. С одной стороны, есть статья 1515 Гражданского кодекса. За незаконное использование товарного знака нарушителю грозит штраф от 10 тыс. до 5 млн рублей. В то же время очень трудно доказать, что та или иная кукла — это именно талисман, а не обычный герой мультика.

— Если дело дойдёт до суда, то вопрос о схожести образов и правомерности их использования решит экспертиза, — рассказывает управляющий партнёр брендингового агентства BrandLab Александр Еременко. — Когда речь идёт не о логотипах, а об образах, актёрах и так далее — вопрос становится особенно сложным и неоднозначным.

— Очень сложно доказать, что ростовая кукла изображает именно талисман чемпионата — здесь нет фиксированного образа, — поясняет брендолог Станислав Кауфман. — Тем более каких-то канонов актёрской игры. К тому же не вижу ничего плохого, если кто-то будет делать куклы в виде талисмана. Ведь всё равно это популяризирует чемпионат мира. То есть выполняет поставленные перед талисманом задачи. И не вижу ничего плохого, если кто-то на этом ещё и заработает свою копеечку. Работа людям нужна.