Чиновникам не до искусства

Франция украсит поезда шедеврами импрессионистов. Репродукции известных картин появятся в пригородных электричках. Вагоны будут оформлены в стиле Версальского дворца. Подобные проекты есть и в московском метро — поезд "Акварель". Однако дальше подземки искусство пока не "едет". Ни столичные чиновники, ни галеристы не хотят связываться с культурными инициативами.

Моне, Дега, Ренуар в пригородных электричках Парижа. Совместный проект музея Орсе и французских железных дорог призван повысить интерес к искусству. Тематический поезд запустят уже на этой неделе.

Репродукции мировых шедевров выставляют на улицах, вокзалах, аэропортах и метро. Не исключение и московская подземка. Там курсирует тематический состав "Акварель", где периодически выставляют репродукции из государственных музеев. Сейчас там "катают" собрание из Рязанского художественного музея Пожалостина. Таких проектов должно быть больше, считает искусствовед Государственной Третьяковской галереи Наталья Александрова.

"Народ уже вообще забыл, где это все находится. Хотя бы будет перед глазами, потому что в метро едут люди полуживые, пусть посмотрят. Единственное, вы в эти копии шедевров включайте великие памятники советского периода, будьте посмелее и не бойтесь, что у вас там идеология — не идеология. Там тоже есть шедевры, народу надо про них напоминать", — полагает она.

В прошлом году в вагонах "Акварели" выставляли 35 репродукций знаменитых русских художников из собрания Третьяковской галереи. Есть еще проект "Шедевры на улицах Москвы". Репродукции картин из Пушкинского музея есть на фасадах домов Тверской улицы, Петровки, Дмитровки, Пречистенки и Страстного бульвара. А вот в аэропортах и вокзалах Шагала, Боттичелли, Мунка повесили еще в 2008 году. С тех пор не было ни одного подобного проекта. Чиновникам не до искусства, считает управляющий директор BrandLab Александр Еременко.

"Текущие чиновники не способны этим заниматься в силу того, что они не настоящие сити-менеджеры, а представители старой школы управления городским хозяйством. Это вопрос не денег. Сделать два постера в автобусе с репродукцией известной картины из Третьяковки стоит крайне дешево, буквально 200 руб. на автобус. Другое дело, что сама идея, какие репродукции, кто их будет отбирать — многие чиновники не хотят с этим связываться, просто потому что сами ничего не понимают, действуют в режиме "как бы чего не вышло", — сказал он.

Тем не менее, арт-кластеры уже готовы продвигать искусство вне стен своих галерей и музеев. Такой практики пока не было, хотя в будущем она возможна, считает директор центра современного искусства "Винзавод" Елена Пантелеева.

"Должен быть какой-то взаимный интерес, потому что наверняка это связано с какими-то техническими и логистическими сложностями, не говоря уже о контентных. Всегда любому торговому центру гораздо виднее, что ему хотелось бы выставить в рамках своего пространства. Я думаю, что, во-первых, это возможно, во-вторых, есть прекрасный зарубежный опыт, например, проект современного искусства в аэропортах", — сказала она.

В Европе репродукции известных шедевров выставляют на вокзалах и аэропортах. Кстати, они могут появиться и в новом терминале "Пулково". По крайней мере, такие разговоры были. Иногда репродукции приходится снимать. Это коснулось "Обнаженной женщины в красном кресле" Пабло Пикассо в аэропорту Эдинбурга. Некоторым пассажирам она показалась слишком "вызывающей".

Обсудить проект