Компания при помощи банка-партнера хочет привлечь клиентов с доходами выше среднего, уверены эксперты.
На этой неделе пройдет презентация совместного проекта Федеральной пассажирской компании (ФПК, стопроцентная «дочка» РЖД) и банка ВТБ24. По информации «Известий», банк поучаствует в программе лояльности, которую компания запустила летом — в прошлом году железнодорожники подыскивали себе финансового партнера. По мнению экспертов, от сотрудничества больше выиграет ВТБ24, чем РЖД.
В конце ноября глава ФПК Михаил Акулов, рассказывая о программе лояльности компании, заявил о планах сотрудничества с одним из банков.
— Следующий шаг, который мы будем реализовывать в первой половине 2013 года, — это реализация проекта кобрендинга с ведущим банком России, который нам позволит привлечь клиентскую базу этого банка для участия в нашей программе, а для нас это возможность работы с банком по тем партнерам, с которыми у него есть отношения, и вовлечения большего количество услуг и сервисов для участников программы лояльности «РЖД Бонус», — заявил тогда Акулов.
Программа лояльности «РЖД-Бонус» стартовала в июле 2012 года и ориентирована на пассажиров с доходами выше среднего. Чтобы в ней поучаствовать и получить временную, бумажную карту, нужно было регистрироваться на специальном сайте и заполнять анкету. При каждой покупке билетов необходимо указывать номер счета, присвоенного при регистрации в «РЖД Бонус». Номер необходимо сообщить кассиру или ввести при заказе билетов на сайте. Среди минусов — постоянная пластиковая карта участника высылается на почтовый адрес только после совершения трех поездок классом не ниже «купе». За накопленные баллы можно также получить премиальные билеты только в купейные вагоны, СВ (люкс) и «мягкие». К концу ноября, по словам Акулова, к программе присоединились 100 тыс. человек, премиальные поездки на накопленные баллы совершили на тот момент всего около сотни клиентов.
То, что партнером ФПК становится ВТБ24, вполне объяснимо. Еще полтора года назад было объявлено, что Транскредитбанк, который имел статус опорного банка РЖД (именно он, например, обслуживал платежи за электронные билеты на сайте), может быть присоединен к ВТБ. Сейчас Транскредитбанк уже входит в группу и между ВТБ и ВТБ24 происходит перераспределение его клиентов. В самом ВТБ рассказывать о деталях совместного проекта не стали. Также от комментариев отказались в Федеральной пассажирской компании.
Примечательно, что председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов также возглавляет совет директоров крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот». У авиакомпании также есть совместная программа лояльности с банком — карта «Аэрофлот-Ситибанк». Ее держатели получают 1 милю за каждые 30 рублей, потраченные по карте.
Член совета Гильдии маркетологов Леонид Иванов отмечает, что если РЖД, которые активно конкурируют с авиацией, хочет привлечь клиентов с доходами выше среднего, выбор ВТБ в качестве партнера не самый выгодный.
— В последнее время ВТБ, в том числе по уровню сервиса, приближается к Сбербанку, — отмечает эксперт. В то же время он считает, что для РЖД программа лояльности имеет скорее коммерческое, чем имиджевое значение, так как компании нужно не просто привлечь к себе внимание, а получить новых клиентов.
Управляющий партнер брендингового агентства BrandLab Александр Еременко отмечает, что главная проблема программ лояльности, в том числе на транспорте, в том, что человек долго идет к одному большому «призу» и, не получая постоянного поощрения, теряет к ней интерес. Таким образом, по мнению эксперта, карта имела бы больший успех, если клиенты ФПК в течение пользования картой могли иметь мелкие бонусы, например скидки на билеты. В то же время проект более выгоден для банка, чем для РЖД. По мнению эксперта, если бы РЖД объявили конкурс на участие в программе, на нее претендовали бы сразу несколько банков.
— Люди, которые передвигаются по стране, даже если они не самые платежеспособные, — это качественная аудитория, активные люди, которые тратят деньги, — отмечает Еременко.
Мария Киселева, Известия, 14.01.2013