ЛУКОЙЛ раскрутится на кольцах

Вчера президент ОАО «НК „ЛУКОЙЛ“» Вагит Алекперов заявил, что компания построит на ведущих в Сочи крупных автострадах в России и Восточной Европе около 100 автозаправочных комплексов (АЗК) «олимпийского формата»: они будут раскрашены в цвета российского флага, украшены олимпийской символикой, комплексы будут включать в себя гостиницы, супермаркеты и кафе. В этот проект компания готова вложить $400 млн. Участники рынка и эксперты считают идею интересной и перспективной. Согласно подсчетам аналитиков, за разрешение использовать олимпийскую символику ЛУКОЙЛ может заплатить ОК России $5-10 млн.
ОАО «НК „ЛУКОЙЛ“» будет использовать зимнюю Олимпиаду в Сочи 2014 года как средство для развития своего розничного бизнеса. Вчера в Краснодаре президент компании Вагит Алекперов заявил о намерении построить около 100 автозаправочных станций «олимпийского формата». Как пояснили в пресс-службе компании, «олимпийский формат» означает, что АЗС будут раскрашены в цвета российского флага, в их оформлении будет использована олимпийская символика, и они будут предоставлять широкий спектр дополнительных услуг: на территории комплексов предполагается разместить гостиницы, супермаркеты, автомойки, стоянки легкового и грузового транспорта, кафе. «Под них потребуются большие участки — 1,5-2 га на каждую АЗС, тогда как площадь некоторых городских АЗС не превышает 0,02 гектара», — говорят в пресс-службе. По словам представителей компании, проект находится на стадии разработки. Пока в планах строительство 98 АЗС, но их количество может измениться как в большую, так и в меньшую сторону. Инвестиции в проект составят $400 млн.

Олимпийские АЗС предполагается строить в России и за рубежом — в Польше, Венгрии, Румынии, Молдавии, Турции, Белоруссии, Украине и Грузии — на федеральных трассах и международных магистралях, ведущих в Сочи. Точные места расположения заправок пока не сообщаются. В пресс-службе также не смогли сказать даже приблизительно, сколько АЗС разместится на юге России. Реализовывать проекты будут местные сбытовые структуры ЛУКОЙЛА.

С нуля будет построена только часть АЗС, остальные предполагается создать путем модернизации существующих станций.

Участники рынка и эксперты считают идею нефтяной компании интересной и перспективной. «Речь идет не об АЗС, а об автозаправочных комплексах (АЗК). У „Роснефти“ есть несколько АЗК, в том числе и на юге России. Это интересное направление, мы намерены и дальше развивать его», — сказал „Ъ“ официальный представитель ОАО «НК „Роснефть“» Николай Манвелов.

«Это довольна удачная идея с учетом увеличения транспортных потоков в связи с предстоящей Олимпиадой»,— говорит аналитик ИК ФИНАМ Константин Рейли. По его оценке, возведение обычной заправки обходится в среднем в $1,5 млн. Затраты в $4 млн на возведение крупного комплекса с дополнительными сервисами он считает вполне адекватными. «Такие проекты окупаются за 5-7 лет»,— утверждает господин Рейли.

Аналитик «ЮниКредит Атон» Артем Кончин считает, что проект ЛУКОЙЛа продиктован не только бизнес-интересами компании: «Здесь есть PR-составляющая, такие инициативы повышают репутацию компании, а также приносят ей определенный политический капитал. Хотя прибыль от дополнительных сервисов может превышать прибыль от продажи топлива».

В ЛУКОЙЛе утверждают, что еще не вели никаких переговоров по поводу лицензии на использование олимпийской символики. Глава юридической компании «Усков и партнеры» Вадим Усков считает, что получить разрешение будет несложно: «Порядок использования олимпийской символики, прежде всего пяти колец, регулируется Найробскими соглашениями об охране олимпийских символов, в которых Россия участвует с 1986 года. Согласно им, компании достаточно получить разрешение Международного олимпийского комитета, а так как игры 2014 года пройдут в России, то и разрешение Олимпийского комитета должно быть от России. Соглашение об использовании пяти колец регистрируется в Роспатенте и служит базовым для использования сопутствующей символики, например, символа конкретной Олимпиады. А вот слова „Сочи“ и цифры „2014“, по слова господина Ускова, может бесплатно использовать кто угодно и где угодно, так как они не являются элементом базового или сопутствующих символов.

Управляющий директор брэндингового агентства BrandLab Александр Еременко считает, что использование олимпийской символики не сильно отразится на объемах продаж АЗС: «Только короткий период — пару месяцев — заправляться на олимпийских АЗС будет весело и патриотично. Объемы продаж благодаря этому могут возрасти на 5-10%. Рыночная цена разрешения на использование символики— около $2 млн. Но так как бизнес в России должен помогать спорту, то ЛУКОЙЛ вряд ли заплатит ОКР меньше $5 млн. А с учетом того, что разрешение логично покупать для всего корпоративного бизнеса (например, использовать кольца при продаже моторных масел) и на длительный срок (года три), то оно может обойтись нефтяной компании и в $10 млн», — предположил господин Еременко.

Получить комментарий пресс-атташе Олимпийского комитета России Геннадия Швеца вчера не удалось, его мобильный телефон был выключен.



Обсудить проект