Брендбук

Бессменный хранитель фирменного стиля бренда

Брендбук (Brand Book) – документ, в котором содержится свод правил по использованию фирменного стиля бренда. В мировой практике данный документ также называют гайдлайном, а брендбуком принято называть свод положений о миссии, философии бренда, его основных ценностях.

Вообще можно сказать, что есть некая «российская специфика» понимания (или точнее«непонимания») сущности этого документа. Так, озвученная нашим клиентом задача «разработать брендбук» может в разных случаях подразумевать:

  • Разработку позиционирования бренда и его расширенное описание в виде рациональных и эмоциональных ценностей бренда: Tone of Voice и Brand Personality;
  • Разработку логотипа и дизайн фирменной документации (часто подразумевается базовый пакет фирменного стиля – визитка, бланк, конверт, папка);
  • Брендирование различных носителей фирменного стиля (начиная от фирменной документации, заканчивая униформой, фирменным транспортом и сувенирной продукцией);
  • Разработку коммуникационной идеи и слогана, дизайн рекламных и POS–материалов;
  • Дизайн офисов или точек продаж.

Конечно, состав брендбука индивидуален в каждом случае и зависит от специфики деятельности компании и особенностей самого бренда. Однако,употребляя этот термин, важно четко понимать, что данный документ является собственно сводом правил по использованию уже созданных атрибутов бренда, а не этапом их разработки.

Процесс разработки бренда состоит из следующих этапов:

1) Изучение рынка и аудитории;

2) Разработка платформы (позиционирования) бренда;

3) Разработка названия бренда (нейминг)

4) Создание визуальной концепции бренда (логотип, фирменный стиль, упаковка и так далее);

5) Брендирование фирменных носителей (полиграфическая и рекламная продукция, униформа, вывески, транспорт, сувенирная продукция, интерьер и экстерьер и т.п.)

6) И, наконец, завершает цикл разработка брендбука – документа, в котором закрепляются и описываются атрибуты и принципы, созданные на предыдущих этапах.

Структура брендбука

1) Логобук

Первая, базовая и неизменная для всех брендбуков часть иногда обозначается как логобук. Такая формулировка не случайна, ведь данный раздел содержит основные правила использования логотипа - масштабирование, зоны отчуждения, тест на уменьшение, правила построения лого-блока, запрещенные и разрешенные варианты использования логотипа.

2) Фирменные цвета и шрифты

Данный раздел также является неизменным и включает описание фирменных цветов (чаще всего в раскладке CMYK, PANTONE и RGB) и шрифтов. Как правило, описывается несколько шрифтов, которые могут использоваться в документации и на фирменных носителях – они могут быть как лицензионными, так и предустановленными в стандартных версиях Office.

Все дальнейшие разделы BrandBook могут варьироваться в зависимости от потребностей клиента, особенностей использования бренда и специфики бизнеса.

3) Деловая документация

Это раздел включает правила оформления и верстки деловой документации. Он может описывать как базовый пакет фирменного стиля (куда входят визитка, бланк, конверт, папка), так и включать максимально подробный перечень документации (различные типы бланков, приказов, заявлений, предложений, договоров; разные форматы конвертов, различные типы визиток, включая корпоративные, личные , VIP и так далее).

4) Полиграфическая продукция

В этом разделе брендбука могут быть описаны правила использования фирменного стиля как на стандартных и часто используемых форматах (например, А3 и А4 вертикальный или А5 горизонтальный), так и на конкретных видах и форматах материалов (например, в буклете или каталоге). Важно еще раз напомнить, что данный раздел не подразумевает разработку дизайна для вашей полиграфической продукции, а будет описывать правила размещения логотипа и стилеобразующих элементов, принципы размещения заголовков, текста и иллюстраций, минимальное расстояние до края печатного поля, правила расположения объектов композиции относительно логотипа.

5) Рекламные и POS-материалы

Помните, что брендбук - это неизменный свод правил фирменного стиля. Учитывайте, что правила верстки рекламных носителей не зависят от текущей рекламной кампании или содержания коммуникации. Создание рекламной идеи, собственно, не имеет никакого отношения к брендбуку.

Данный раздел включает только руководство по верстке и оформлению (шаблоны) рекламных или POS макетов. Наиболее часто используемые форматы - билборд 3х6м, сити-формат 1,2х1,8 м, перетяжка. Для POS-материалов это может быть шаблон оформления воблера, монетницы или ценника.

Для выбранных форматов рекламных и POS-материалов в данном разделе будут описаны принципы размещения логотипа и стилеобразующих элементов, правила размещения заголовков, текста и иллюстраций, минимальное расстояние до края печатного поля, правила расположения объектов композиции относительно логотипа.

6) Электронные носители

Этот раздел может включать:

  • Правила оформления электронной подписи;
  • Шаблон презентации Power Point (главная страница, внутренние страницы с размещением текста и иллюстраций);
  • Правила оформления веб-сайта (после того, как разработан его дизайн);
  • Принципы верстки и оформления баннеров и т.п.

7) Представительская продукция

Данный раздел может включать правила брендирования таких носителей, как ручка, еженедельник, ежедневник, блокнот, календарь и т.п.

Результатом, как и в предыдущих разделах брендбука, будут правила верстки и использования логотипа и стилеобразующих элементов на данных носителях.

8) Сувенирная продукция

Содержание этого раздела брендбука не ограничено ничем, кроме фантазии и потребностей клиента. Пакет фирменных сувениров может включать кружку, футболку, бейсболку, пакет, зонт, подушку, мягкие игрушки и любые другие приятные мелочи.

В заключение отметим, что основная задача брендбука – закрепить и сохранять неизменными все фирменные атрибуты бренда с целью их безошибочной идентификации потребителями.

BrandLab имеет опыт разработки брендбуков для компаний с различной спецификой деятельности, а наши специалисты всегда готовы проконсультировать Вас, каким должен быть Brand Book и какова его оптимальная стоимость.

Примеры Брендбука. Сделано в BrandLab

Брендбук Локомотив (Москва)Брендбук ПреображенскнефтьБрендбук GFD